Откуда они берутся и зачем они нужны
Встав на доску под парусом мы превращаемся в своего рода ловцов ветра – мы ловим его своим парусом. От ветра нам нужна его сила, которую мы преобразуем в скорость движения доски. Собственно говоря, это то ради чего и мы выходим на воду. В этой триаде – парус – райдер – доска, естественно, главным связующим звеном является сам райдер.
Именно райдер преобразует имеющуюся мощность тяги паруса в скорость движения доски путем распределения и последующим ее приложением в область двух основных точек – шарнир и плавник. В свою очередь, сила мощности тяги паруса или тяга паруса, как ее упрощено принято называть, напрямую зависит от задействованного процента полезной площади паруса, которую райдер постоянно корректирует путем открытия или закрытия паруса.
В зависимости от имеющейся силы тяги паруса, райдер располагается на доске и в позиции, которая соответствует силе ветра на текущий момент. Таким образом, он способен сохранять общий баланс сил и контролировать весь процесс движения доски.
К примеру, в слабый ветер – на малой мощности, двигаясь в режиме водоизмещения, райдер располагается на доске, ближе к шарниру и центру доски, приняв при этом легкую или высокую позицию, которой достаточно для сохранения общего контроля.
Наоборот, при сильном ветре (в режиме водоизмещения), райдер располагается на доске дальше от шарнира и ближе к ножным петлям и принимает более низкую позицию относительно гика, что позволяет ему максимально эффективно использовать физику и массу своего тела, для сохранения общего контроля.
Аналогично этому райдер принимает соответствующие позиции в зависимости от силы ветра и в режиме глиссирования, с той лишь разницей, что при движении на доске его ноги расположены в ножных петлях.
Исходя из этого, можно обозначить две позиции на трапеции:
- позиция для слабого ветра - легкая позиция – положение райдера высокое относительно гика.
- позиция для сильного ветра – силовая позиция, положение райдера низкое относительно гика.
Но необходимо так же отметить такой важный факт, что ровный и стабильный ветер возможно воссоздать только в лабораторных условиях. В природе ветер постоянен лишь только в одном - в своей постоянной переменчивости. Проще говоря, мы катаемся на постоянно меняющихся силе и направлении ветра. Поэтому легкая позиция и силовая позиция, часто чередуются в зависимости от силы ветра, вверх-вниз. Достаточно часто, в зависимости от силы ветра, райдер принимает усредненную позицию между легкой и силовой, которая оптимально подходит для сохранения общего контроля.
Такая позиция является, своего рода, нейтральной – если райдер переместится выше, позицию можно будет характеризовать как легкую, если ниже, позиция станет силовой. Вот пример того , как райдер на одном галсе, ориентируясь на силу ветра, трижды меняет позиции.
Подводя итоги, можно смело отметить три существующих разновидности позиции на трапеции: легкая, средняя (нейтральная) и силовая.
В следующих выпусках рассмотрим позиции, через призму элементарной биомеханики.