Этот раздел, который по плану будет состоять из нескольких частей, я решил начать немного необычно. Ведь виндсерфинг не только красивый вид спорта, он еще интересен своими внутренними составляющими процессами. Без их, хотя бы незначительного поверхностного понимания, достаточно сложно научиться хорошо кататься.
Вступление.
Никогда не мог подумать, что вот таким вот образом уже в достаточно зрелом возрасте вновь вплотную столкнусь с законами Ньютона, а тем более в виндсерфинге. Вспомнилась мне сразу восьмилетняя школа, в которой я не особо блистал своей успеваемостью, так как были дела поважней. В ней, в этой самой восьмилетней школе, я сдал экзамен по физике благодаря законам Ньютона. Дело в том, что перед экзаменами моя мама, неофициально договорилась с преподавательницей по физике. Моим родителям вообще довольно часто приходилось договариваться, о сдаче экзамена своим отпрыском, то есть мною. Договор заключался в следующем: пусть ваш Дима, то есть я, выучит три закона Ньютона. Под чутким наблюдением я их (только их!) успешно зазубрил, и когда я так же успешно заваливал экзамен, не зная ни одного ответа на билет, «физичка» как бы ненавязчиво, спросила меня: «Дима, скажи нам законы Ньютона». И здесь Дима отбил как чечетку все три закона, чем и заработал себе твердый «тройбан». Аналогичная история произошла, (их у меня на самом деле огромное количество, как, наверное, и у каждого из нас), на сдаче экзамена по истории, когда я благополучно проваливался, Надежда Николаевна, учительница истории, как нельзя кстати задала очень правильный вопрос, и главное в тему: «А расскажи-ка нам, Дима, что за новая группа токая, которую вы, молодежь, сейчас слушаете, если я не ошибаюсь, название ее «Кино», и главный солист там Виктор Цой». На то, как уверено она мне задала этот вопрос, у меня закралось подозрение, что Надежда Николаевна сама втихоря слушает Кино. Я, как полагается, гордо изрек все, что я знаю о группе, чуть не спев им «Группа крови на рукаве». Замечательные были времена! Про математику вообще говорить не приходится, с учетом того, что математичка была председателем комиссии по делам несовершеннолетних - с ней все было очень сложно, атаковала по всем фронтам. Тем не менее, несмотря на так называемую низкую успеваемость по основным предметам, у меня были вполне неплохие отметки, по географии, биологии, анатомии, и, конечно, по физкультуре - твердая пятерка. К окончанию школы у меня зародилась несбыточная, как мне тогда казалось, мечта, стать тренером. С определением, по какому виду спорта, было достаточно сложно, так как занимался всем подряд, в том числе и виндсерфингом. Несбыточная, потому как перейти в десятый класс мне не светило даже рядом, да и мои родители ни за какие коврижки не отпустили бы меня в другой город, предвидя все возможные варианты развития событий, которые мог им преподнести их сынуля, тем более, что в детстве я пытался-таки, пару раз сбежать на Черное море.
В общем, как ни крути, в силу разных причин и ряда жизненных обстоятельств, в обход всему, я стал пусть не тренером, закончившим ВУЗ, но профессиональным инструктором по виндсерфингу. И на сегодняшний день с увлечением заполняю пробелы, своего образования, взяв в руки учебники для высших учебных заведений, консультируясь у своих друзей, имеющих это самое высшее образование в той или иной области.
Если вы хотите хорошо кататься, учитесь понимать.
Лично для меня, в самом начале моей инструкторской карьеры, которая началась десять лет назад, одним из сложных моментов, была расшифровка самой природы выполняемых нами движений при выполнении элементов или простого движения на доске, так как простое зазубривание фаз с последующим изложением их ученику мало эффективны, и чем-то напоминает мою сдачу экзамена в школе по физике.
Толчок для начала кропотливой и длительной работы в этой области, которая продолжается по сей день, произошел во время обучения Виктора Раздуева, тогда ученика, а ныне, состоявшийся виндсерфер и по совместительству биомеханик нашей школы. Виктор, кандидат наук, специалист по лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата, работает в спортивно- оздоровительном центре в Москве.
На занятии я просил Виктора, я попросил перемесить и поднять стопу, находящуюся в петле, в определенное положение. Это действие повлекло за собой работу определенной цепи звеньев тела. На что Виктор сказал, что этим занимается наука биомеханика, и так, собственно, и началось наше совместное и мое личное, погружение в тонкости этой биомеханики.
Что дал лично мне более углубленный анализ законов действия нашего тела? Повысился уровень обучения - оно стало намного эффективней, и вместе с этим вырос уровень моего собственного катания.
Поэтому я придерживаюсь четко сформулированной точки зрения, что человек, осваивающий виндсерфинг должен делать это осознанно, а не только путем многочисленных повторений.
А теперь вернемся к третьему закон Ньютона ну и, конечно, к самой теме.
В поисках баланса и скорости.
из Википедии:
Закон отражает принцип парного взаимодействия. То есть все силы в природе рождаются парами.
Историческая формулировка
Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе — взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны.
Руководствуясь этим законом, можно сделать простое заключение, что баланс между райдером и парусом сохраняется за счет равного взаимодействия двух сил, которые направлены в противоположные стороны. Вот такой вот супер-умный вывод, известный всем со школьной скамьи :)
И все бы было ничего, и не знал бы горя ни один виндсерфер на воде, если бы , как всегда не одно большое НО - при сохранении баланса во взаимодействии паруса и райдера возникает суммарная величина, а сама скорость движения доски зависит от правильного угла распределения этой силы на доску. Поэтому здесь и возникает загвоздка - мало просто сохранить баланс любым доступным нам способом (удержать парус) - необходимо уметь правильно распределить эту силу, преобразовать в скорость движения доски. Поэтому мы можем наблюдать на воде людей, катающихся в одинаковых условиях, но с разной скоростью в разных положениях – позициях.
Тело
Наше тело, безусловно, уникально само по себе и позволяет использовать нам разную цепь своих звеньев, для выполнения одной и той же задачи. Это напоминает лабиринт с многочисленными из него выходами.
Как найти, правильный выход из этого природного лабиринта, как найти оптимальное положение, а тем самым скорость?
Об этом - в следующей части моего исследования.