Для понимания общего замысла наших учебных материалов по биомеханике виндсерфинга хотелось бы напомнить, что мы пока являемся виндсерф-школой Голландца, а не академией. И в нашей школе учатся ученики разных классов. Поэтому многие знания, которыми мы хотим поделиться, для многих учеников старших классов являются прописными истинами, а для начинающих это будет напоминанием уроков школьного природоведения. Тем более, я знаю одного нашего ученика, имя которого называть не буду, который начинал знакомство с девушкой с вопроса « А вы знаете, что такое вымпельный ветер?». И это работало на 100% - всем девушкам хотелось это узнать.
И так что такое ветер? Это – перемещение воздуха из одного места в другое. Какой же бывает ветер? Что он бывает сильным или слабым мы уже знаем. Что еще есть ветер в голове, который гонит нас вместо Парижа, Лондона или Риги в Дахаб, Сафагу или Прасониси мы тоже знаем. А еще есть ветер истинный, встречный и вымпельный.
Истинный или природный ветер это воздушная масса, которая перемещается из области высокого атмосферного давления в область низкого. Когда мы стоим на берегу, на тренажере во время урока Голландца в наш парус дует истинный ветер. Так же он бывает истинным во время бичстарта, пока наша доска не сдвинулась с места. Его скорость мы узнаем из прогнозов на сайте виндгуру, по трепетанию флагов, листьев на деревьях, размерам и качеству волн, а также по показаниям приборов на станции Ветратория. Истинный ветер не является чем-то постоянным и непрерывным. Ветер, как и все в природе непрерывно изменяется как по силе, так и по направлению. И наша задача научиться использовать эти изменения, а не бороться с ними.
Истинный ветер бывает разным по происхождению. Тот, кто бывал в Дахабе наверняка, замечал, что флаги над станцией под влиянием ветра вечером ночью и утром постоянно развеваются в разных направлениях. Этот ветер, связанный со сменой дня и ночи называется бризом. Он возникает от того , что вода и суша нагреваются и остывают по-разному. Суша нагревается и остывает быстрее, вода медленнее, Горячий воздух стремится вверх, холодный - занять его место. Ночью суша остывает быстрее, холодный воздух с суши занимает место теплого воздуха над еще не остывшей водой, который поднимается вверх. Утром суша нагревается быстрее воды, холодный воздух с воды перемещается на берег, занимая место теплого воздуха, поднимающегося вверх. Как правило, бриз не используется для катания на виндсерфинге.
Наиболее сильные ветра случаются при смене времен года, когда атмосфера бурлит циклонами. Обычно это весна и осень. Такие ветра называются муссонами.
Мы же, как правило, используем при катании на море истинный ветер, природа которого, термическая. В силу того, что он возникает из-за того, что суша и вода под действием солнца нагреваются неравномерно. Кроме этого в морях и океанах существуют теплые и холодные течения. Глубины и, как следствие, прогреваемость, также различны. Суша тоже неоднородна. Горы, пустыни, равнины нагреваются по-разному. Вследствие различного нагрева образуется разница атмосферных давлений и возникает перемещение воздушных масс. Воздушные массы, перемещаясь, стремятся обогнуть препятствия, возникающие на их пути. А если препятствия - горы или возвышенности, а между ними есть низменности, то между горами возникает эффект трубы – ускорение потока ветра. И в тех местах, где эта труба находится на береговой линии с хорошим дном для входа в море, то такие места являются лучшими местами для виндсерфинга – спотами. Дахаб, Прасониси являются сочетанием таких факторов. В средней полосе России на внутренних водоемах хороший ветер для катания связан с движением атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов и бывает не очень часто.
Огромное влияние на ветер оказывает рельеф местности. Во время первых занятий в нашей школе, проходя на доске Лагуну, к месту занятий на косе, вы замечали, что сила ветра, и его направление все время меняются, а были и места, где ветра не было. Это связано с рельефом местности и строениями на берегу. Ветер, встречая на пути протяженное препятствие, поднимается выше него. При этом перед препятствием образуется зона вихрей, где он гораздо слабее, но возможны сильные порывы с любого направления. За препятствием ветер постепенно садится на воду, образуя штилевую зону (где ветра нет совсем), или по-другому ветровую тень и за ней еще одну вихревую зону, где он совершенно беспорядочен. Именно этот ветер, вернее поток ветра, который дует для нас «здесь и сейчас» в наш парус мы используем для движения. Он еще называется локальным.
Особо хочется сказать о порывистом ветре. Нередко начинающим серферам именно порывы мешают контролировать парус, управлять доской, удерживать нужный курс, но именно порывов ждет более опытный серфер для того чтобы вывести доску в режим глиссирования, сделать водный старт, набрать высоту или выполнить какой-либо маневр. Порывы видны на воде, как перемещающиеся пятна ряби. Приближение порыва можно и нужно обнаруживать и по изменению тяги в парусе. Очень часто при усилении ветра в порыве происходит изменение направления ветра. Это связано с тем, что порыв это не "обрубленный кусок ветра", а как бы растекающееся пятно.
Встречный ветер мы лучше всего ощущаем во время катания на Клязьминском водохранилище или другом любом водоеме, когда истинный ветер вдруг совсем прекращается. И попутная моторная яхта или спасательная лодка «марабушка» в абсолютно полный штиль тащит нас на буксирной веревке к станции. И мы, сидя или лежа на доске с опущенным парусом, радостно ощущаем лицом встречный ветер, а если мы умудримся в это время стоять и держать парус, то в него будет дуть только встречный ветер. И если в руках мы в это время будем держать прибор, показывающий скорость и направление ветра, то прибор покажет ветер равный скорости нашего буксира и направление навстречу движению. То есть, само движение нашей доски вызывает ветер и он называется встречным.
Вымпельным ветром называется векторная сумма истинного ветра - того, который дул бы на неподвижный в данном месте парус, и ветра вызываемого движением доски – встречного.
Ветроуказатель на стоящей неподвижно доске покажет иcтинный ветер, на движущейся - вымпельный ветер. На парусных судах даже крепятся на парус специальные маленькие флажки, по которым определяют направление вымпельного ветра. Чем быстрее движется доска, тем больше вымпельный ветер отличается от истинного. Причем, в зависимости от курса, влияние будет оказываться как на силу ветра, так и на его направление. А ведь именно вымпельный ветер действует на парус и вызывает движение доски.
А теперь посмотрим, что при этом происходит. При обтекании паруса потоком воздуха, поток разделяется и проходит по каждой из сторон паруса. Скорости потоков на наветренной и подветренной стороне паруса будут различны.
С подветренной стороны создается область низкого давления. В силу законов аэродинамики (по аналогии с крылом) на каждый элементарный участок поверхности паруса будет действовать сила F, направленная перпендикулярно к данному участку. С наветренной стороны образуется область высокого давления и благодаря разнице давлений образуется сила тяги.
Эта тяга передается доске посредством крепления паруса с мачтой через шарнир и тело райдера. Снизу доски плавник и шверт (если доска швертовая) создают силу бокового сопротивления и препятствуют тому, чтобы доска перевернулась набок, а также тому, чтобы она дрейфовала по ветру. Возникающая в парусе сила F через мачту и тело виндсерфера воздействует на корпус судна и вызывает его движение.
Это принципиальная схема движения виндсерфинга, возможность управлять этим процессом мы будем рассматривать в следующих статьях, а учиться этому будем на уроках в нашей школе и самостоятельно.