На сегодняшний день создание парусов достаточно трудоёмкий и дорогой процесс производства. Здесь необходимо учесть дизаин, шейп, настройки и тяговые характеристики и даже цвета, которые придают будущему парусу яркую индивидуальность. Журналисты немецкого журнала SURF побывали на одной из фабрик, лидера парусного производства NeilPryde, расположенной в Китае, в городе Шэньчжэнь.
Чтобы выпустить один парус необходимо совершить от 70 до120 технологических операций. Каждый день завод NeilPryde выпускает порядка 150 парусов. Такие показатели обеспечивают 1 900 сотрудников из которых только 200 сидят за швейными машинками. В итоге за год объем производства составляет 40 000 парусов. Кстати, возможно на одном из этих 40 000, вы уже катаетесь или вам еще предстоит кататься.
Со времен 70-х и 80-х годов производство парусов перешло в разряд высших технологий. До недавнего времени эти технологии были скрыты от журналистов. Сами создатели сравнивают рождение парусов NeilPryde с таинством появления крыла бабочки из кокона.
Семи миллионный китайский город Шэньчжэнь находится в часе езды от Гоконга. Современный завод NeilPryde располагаться среди многочисленных крупных, белых зданий так похожих друг на друга. Это как маленький город в городе, общей площадью 30.000 квадратных футов, где живет около 1 500 сотрудников. Здесь средняя заработная плата рабочих сRe: привет ;)оставляет 150 € в месяц, но это лучше чем в самом Шэньчжэне. На территории завода находятся административные здания, мастерские по пошиву кайтов (Сabrinha) и парусов для виндсерфинга. За производство парусов отвечают 200 сотрудников.
Технологический процесс происходит в шесть этапов:
1. Хранение материалов. Склад
Все начинается со склада, где хранятся все материалы и фурнитура для парусов. На площади в 1 500 метров почти, как в супермаркетах. На высоких полках хранятся коробки с комплектующими и рулоны с монофильмами.
Все цвета для новых коллекций определяются уже в январе текущего года. Фактически производство стартует в середине мая, и в течение последующих трех месяцев продукция расходится импортерам по всему миру. Так, что уже в конце августа новенькие паруса NeilPryde можно купить в магазинах.
2. Раскрой
Раскрой на производстве полностью автоматизирован. Специальная раскройная машина с компьютерным управлением вырезает детали из монофильма или дакрона. Когда парус состоит из 120 деталей, то необходимо правильно и точно рассчитать сколько слоев материала необходимо настелить на раскройный стол, для разных размеров и типов парусов, предусмотренных на различные ветровые условия. Так же важно расположить будущие детали на раскладке так, что бы межлекальные выпады были минимальны. Очень часто это похоже на головоломку, но благодаря компьютерному обеспечению задача решается быстрее. В итоге стандартом является настил из 9-ти слоев длинной 15 метров и шириной 8 футов.
Некоторые слои материала будут раскраиваться с помощью лазерной резки, другие специальным резцом. Во время резки стопка слоев накрывается пленкой из-под которой откачивается воздух и материалы уже не имеют возможность сдвинуться. Перед началом раскроя на верхнем слое размечается раскладка деталей паруса и уже по ней происходит вырезание. Каждая деталь пронумерована, что бы избежать путаницы. Один настил, как правило, обслуживают 2-3 человека. Снятие материала происходит при помощи роботизированных зажимов.
3. Трафаретная печать
В современной индустрии виндсерфинга большое внимание уделяется раскраске оборудования. Все больше и больше появляется ярких парусов. Пример тому коллекция NeilPryde wave 2010, состоящая из парусов The Fly, Combat, Zone, Alpha. До 50% материала подлежат окраски. В 2010 году дизайнеры ввели три новых оттенка: красный, жемчужный и фиолетовый. А коллекция 2011 года предстала перед нами в еще более яркий красках. Ждём чем нас удивят дизайнеры дальше.
Так как покраска сопровождается выбросом токсичных веществ, цеха оснащены системой вентиляции, а сами работники носят специальные маски. Вырезанные детали аккуратно фиксируют на длинных покрасочных столах. Трафарет в деревянной раме устанавливают на материал. Процесс окрашивания курируется с монитора компьютера, но решающую роль играет профессионализм и опыт мастера по окраске. После окрашивания деталям дают высохнуть в горизонтальном положение.
В современной индустрии виндсерфинга большое внимание уделяется раскраске оборудования. Все больше и больше появляется ярких парусов. Пример тому коллекция NeilPryde wave 2010, состоящая из парусов The Fly, Combat, Zone, Alpha. До 50% материала подлежат окраски. В 2010 году дизайнеры ввели три новых оттенка: красный, жемчужный и фиолетовый. А коллекция 2011 года предстала перед нами в еще более яркий красках. Ждём чем нас удивят дизайнеры дальше.
Так как покраска сопровождается выбросом токсичных веществ, цеха оснащены системой вентиляции, а сами работники носят специальные маски. Вырезанные детали аккуратно фиксируют на длинных покрасочных столах. Трафарет в деревянной раме устанавливают на материал. Процесс
В современной индустрии виндсерфинга большое внимание уделяется раскраске оборудования. Все больше и больше появляется ярких парусов. Пример тому коллекция NeilPryde wave 2010, состоящая из парусов The Fly, Combat, Zone, Alpha. До 50% материала подлежат окраски. В 2010 году дизайнеры ввели три новых оттенка: красный, жемчужный и фиолетовый. А коллекция 2011 года предстала перед нами в еще более яркий красках. Ждём чем нас удивят дизайнеры дальше.
Так как покраска сопровождается выбросом токсичных веществ, цеха оснащены системой вентиляции, а сами работники носят специальные маски. Вырезанные детали аккуратно фиксируют на длинных покрасочных столах. Трафарет в деревянной раме устанавливают на материал. Процесс окрашивания курируется с монитора компьютера, но решающую роль играет профессионализм и опыт мастера по окраске. После окрашивания деталям дают высохнуть в горизонтальном положение.
4. Сборка
Сборку паруса в основном осуществляют женщины. Как правило в цехах светло и чисто. Микроклимат обеспечивают установленные кондиционеры. Атмосфера царит тихая, так как большинство работников ходят в специальной удобной обуви, которая делает передвижение бесшумным. Каждый сосредоточен на своей работе. Для удобства сборки парусов предусмотрено специальное оборудование, оснащенное унифицированными приспособлениями. Все работники в цеху, носят защиту, надеваемую на руки, что бы избежать травм от острых краев деталей паруса.
Не смотря на компьютеризацию и автоматизацию многих операций по сборке паруса, центральным звеном технологического процесса по прежнему является швейная машина. Правда современные производственные машины оснащены микропроцессором, помогающий работнику избежать ошибок.
Сначала создается профиль будущего паруса и по краям каждой панели проклеивается двухсторонняя клейкая лента для соединения этих панелей между собой. По горизонтали профиля нашиваются карманы для лат. В зависимости от площади паруса количество лат может составлять от пяти и больше.
Если паруса предназначены для катания в жестких условиях, в основу устанавливаются армированные панели, которые закрепляются зигзагообразным швом. Двусторонняя лента, в этом случае, предотвращает сдвиг панелей относительно друг друга.
Когда детали паруса разложены на столе, то можно увидеть, что срезы заходят друг на друга за счет того, что сами срезы не строго параллельны, а имеют слегка закругленную форму. При таком соединение тело паруса приобретает желаемую форму. В процессе соединения деталей участвуют два человека. Так один скрепляет срезы шилом, через каждые 20 см, что бы они не скользили, а второй уже работает за швейной машиной. Работа деликатная поскольку от этого зависит будущий «шейп». Самый ответственный участок (центр парусности) расположен в нижней трети паруса.
Такой профиль служит базой будущего паруса. Необходимо еще обработать края, мачткарман, обработать и укрепить шкотовый и галсовый углы, а так же топ паруса. Установить всю необходимую фурнитуру.
В конце, для того что бы создать рабочий профиль паруса, в мачткарман вставляется мачта, для выявление складок и морщин на монофильме и только после этого следует окончательное скрепление всех частей.
5.Очистка
И вот парус готов. Но при прохождении разных технологических процессов, производство оставляет свои следы: клей, отпечатки пальцев и выступающие нитки или кусочки материала. Поэтому надо придать парусу товарный вид. Девять проворных работников вооруженных маленькими ножницами и губками проводят очистку парусов. Эта операция занимает около 10 минут. Затем на свои места в специальные карманы вставляют латы и натягивают их. Также на парус закрепляют все необходимые ярлыки, наклейки и аксессуары. После чего паруса сворачивают прокладывая монофильм тонкой защитной бумагой и складывают в сумки-чехлы. В чехол с парусом кладут инструкцию по пользованию и правильной настройке паруса.
6. Контроль качества
Контроль качества ведется на всех этапах производства. А в конце всей цепочки паруса проверяет независимая группа инспекторов выбирая случайные из готовой партии. Проверка идет с применением специальных электронных приборов. Контролю подвергается все: окраска, размеры, качество сборки.
Особое внимание уделяется швам.
7.Доставка и Распределение
Сначала паруса хранятся на складе в Шэньчжэне, а потом отправляются по всему миру морскими или авиационными перевозками. Доставка на корабле занимает около месяца, а по воздуху порядка недели. В Европе находятся два основных дистрибьютора NeilPryde (это Германия и Франция), вместе они продают 50 % всех парусов NeilPryde. Вторым крупным распространителем являются США. Из этих трех стран паруса распределяются среди импортеров. Например из США продукция направляется в страны Латинской Америки, из Франции в Швейцарию и страны Бенилюкса, а Германия осуществляет поставки в страны Восточной Европы. Всего в 50 странах, по всему миру, работают около 65 импортеров.
Но все самые важные решения, в конечном итоге, будут приняты в центре Гонконга, в кабинете г-на Нила Прайда. Здесь же храниться и вся информация о будующей коллекции 2012 года, которая, на данный момент, является секретной.
Производвоство в Шэньчжэнье неостанавливается ни на минуту, даже в этот момент, пока вы читаете эту статью, на 1500 квадратных футов складов завода NeilPryde рождаются новые яркие паруса.
Статья подготовлена по материалам немецкого журнала SURF. (оригинальный текст: Арно Дешам, фотографии Джулиана Шлоссер)
Перевод и адаптация - Александр и Анастасия Исаченковы