- 09.12.2010
Катаясь на ноябрьском интенсиве у Голландца в группе слегка продвинутых учеников, я с удовольствием и доброй завистью наблюдал как легко и непринужденно выполнял учебные задания Гриша – 13 летний подросток из Питера. Он приехал вместе с родителями Володей и Катей, очень приятным людьми, которые как и сын недавно стали приезжать учиться виндсерфингу в школу Голландца.
Если мы взрослые, с сосредоточенно и упорно раз за разом пытались заходить на фордак и валились через раз, как на Наташином видеоролике, то Гришка этот как – то играючи и без особого напряга выполнял. Я спросил у нашего самого главного Гуру: «почему»? Он ответил - потому что он не делает лишних движений. Мы, взрослые, каждый день с умными лицами по утрам брали разные доски и паруса исходя из силы ветра, волны и учебных заданий, а этот мальчишка все время прокатался на 100 литровой доске и 4,5 метровом парусе и умудрялся при этом глиссировать при скорости ветра 4-5метров в секунду.
Я, конечно, вспомнил слова Вахтанга Кикабидзе «Мои года – мое богатство», пожалел, что в нашей пионерской юности я стоя катался только на плоту, сколоченном из бревен и ящиков, во время весеннего разлива реки Иртыш и пошел в очередной раз тренировать шаг задней ногой перед входом в поворот степ-джайб.
Слова Голландца, что Гриша не делает лишних движений, как нельзя лучше характеризует основное понятие биомеханики - оптимальная модель движения. Особенность опорно-двигательного аппарата детей, в отличие от взрослых, в том что у них пока еще нет закрепленной модели движений, эта модель все время развивается с ростом ребенка.
Дети более синзитивны, чувствительны к восприятию всего нового. Новый навык, как оптимальный алгоритм движения в голове ребенка, так и мышечно-связочная структура тела для управления доской и парусом формируется у детей в несколько раз быстрее
Взрослым приходится отказываться от старого навыка, старой модели движения, которая сформировалась в нашем антигравитационном аппарате для поддержания вертикального положения, равновесия. Как следствие - формировать новый навык движения, а еще хуже, если человеку приходится переучиваться после неправильного обучения на первых занятиях у неопытных инструкторов. Кроме всего прочего, центр тяжести у детей расположен ниже в силу их роста, от этого гравитационные силы действуют на детей по другим радиусам. Поэтому и успехи у детей в обучении виндсерфингу более очевидны, чем у взрослых.
Во время предыдущих каталок я видел, как здорово прогрессируют в катании дети, которые приезжают заниматься вместе с родителями. Буквально со второго приезда в школу заглиссировал Давид - Лешин сын, смело и настойчиво в приличный ветер каталась Вероничка – Димина дочь, про Гришу сына Володи и Кати я уже говорил. Особенность занятий виндсерфингом родителей вместе с детьми в том, что у детей очень быстро снимается фактор страха перед морем, ветром, волнами. Дети чувствуют себя в безопасности, когда рядом папа или мама, им комфортно учиться кататься и доказывать что они тоже уже взрослые.
Комментарий Наташи Ч.: Влад – сын Максима Хаулина даже отказывался от покупки перчаток по размеру и носил папины, несмотря на то что они ему были явно велики. А как он радовался, когда папа первый раз взял его с собой на «глубину» на «настоящую каталку». Потом невозможно было выгнать на сушу!
На самом деле, даже не совсем понятно, кому это важнее. Совместное дело сближает людей, а тем более, если они отцы и дети.
Комментарий Наташи Ч.: Еще одна семья, приезжавшая к нам уже дважды Шамиль и Руслан Галиулины. Сын заглиссировал в первый приезд, отец во - второй. Во время первого приезда Руслан – сын, просит отца чтобы тот от своего имени написал маме СМС сообщение следующего содержания «Мы сегодня катались. Руслан глиссировал, а я нет». :) И кто кого мотивирует, спрошу я вас?!
В силу нашей постоянной загруженностью работой, делами, совместный виндсерфинг, обучение этому прекрасному виду спорта, формирует реальные и близкие отношения, которых нам часто не хватает в повседневной жизни.
Наш любимый виндсерфинг это все-таки технически сложный вид спорта, и овладевать им нужно под руководством инструкторов, специалистов умеющих обучать именно детей. Я как-то непроизвольно неоднократно на разных спотах замечал очень активных русских родителей, которые стоя по грудь в не очень теплой воде очень громко учили своих детей поднимать парус за веревку, разворачиваться, распекали их за ошибки, о которых слышал весь прилегающий пляж.
После этого у ребенка просто опускались руки, а часто и появлялись слезы на глазах. После такого «урока» ребенок не скоро появлялся на станции. Часто у родителей не хватает такта в обучении собственных детей чему-либо. Кроме того, умение кататься на виндсерфинге и умение обучать этому - это два разных вида деятельности. И не всех получается это делать одинаково успешно.
Особенность детской психологии, а иногда и взрослой, в том, что дети превращают любое занятие в игру, которая приносит огромное удовольствие и обладает большим развивающим потенциалом. Так и обучение виндсерфингу, когда инструкторы, а в школе есть такие как Настя и Саша, включают в элементы катания игру, то дети начинают кататься действительно играючи и легко.
Я сам вспоминаю одного знакомого прилично катающегося на волне серфера, который рассказывал, что во время трудных ситуаций в открытом море он представлял себя то летучей рыбой несущейся над волнами, то птицей, и эта игра ему помогала. А мы же взрослые очень часто даже любимое увлечение превращаем в работу и серьезными лицами трудимся над выполнением подготовительных упражнений «какого-нибудь» фаст така. У детей надо учиться и даже лучше, если, у своих!
А вы бы видели, как родители рассказывают об успехах своих детей в виндсерфинге. О своих глиссирующих фордевиндах они так не рассказывают. Очень часто эти успехи детей реальные не только в катании на доске, в тренировке физических возможностей, но и в формировании характера, умении общаться в том числе и со взрослыми. Виндсерфинг -тна самом деле это не просто каталка – это общение, в котором равны все и начинающие и профики, которые когда-то были начинающими, взрослые и дети. Не зря на всех приличных русских станциях есть чилауты – места для общения, которые никогда не пустуют. Причем, катаясь на немецких, английских, польских станциях я такого не замечал. Важно, что после первых успехов у детей растет самооценка и уверенность в своих силах. В этот период совместного катания с родителями у детей закладывается модель будущего проведения свободного времени, будущих увлечений, реальных, а не галлюцинаторных ценностей.
Отдельная тема для рассуждений это виндсерфинг и здоровье детей. По роду работы приходится все больше сталкиваться с заболеваниями позвоночника у детей, и взрослых у которых проблемы с позвоночником сформировались в детстве. Одно из наиболее распространенных - это сколиоз позвоночника. Главная причина это недостаток физических движений и активности в детский и подростковый период. Причем не просто движений, а движений с очень приличной нагрузкой и разнонаправленной активностью. Проще говоря, например, в Москве уже не осталось оврагов с деревьями, по которым могли бы полазить мальчишки, крыш сараев и гаражей с которых дети могли бы попрыгать. Да и детей играющих на улице становится меньше.
Комментарий Голландца: Здесь вспоминаются слова черепахи Тортиллы из известной доброй детской сказки про Буратино: «юный друг, всегда будь юным, драться надо, так дерись!»
То есть позвоночник детей не получает разнообразной и разнонаправленной физической нагрузки и тренировки суставов и мышц. В период длительного пребывания в школе какие-то мышцы вообще на длительное время исключаются из движения, а все это вместе взятое – факторы будущего сколиоза и остеохондроза позвоночника.
Поэтому виндсерфинг с 5 лет и позже вместе с родителями любого возраста и пола - основа здорового образа жизни, здоровья и подлинных чувств и отношений. Ура!
You have no rights to post comments